О тамбовской юности Лолиты Милявской

Сегодня она знаменитая певица, гастролирующая в России и за рубежом, серьёзная актриса, способная за несколько минут экранного времени пройти от фарса к исповеди (фильм «Попса»), популярная телеведущая, которой добрая половина жителей стран СНГ (преимущественно, женская половина) доверяет свои секреты и просит совета, главный режиссёр-постановщик своих искромётных шоу и так далее, и тому подобное…

Она — Лолита! Можно (опять же в скобках) указать одну из её фамилий, Милявская, но воспринимаем мы её без фамилии и отчества. Просто как Лолиту, как «просто Марию», как уникальное явление отечественной культуры. Как личность, не только постоянно бросающую вызов современному российскому обществу, но и проявляющую азарт талантливой одержимой профессией одиночки, выражающую предельную искренность и неприятие фальши и в жизни, и в творчестве.

А в начале 80-х годов прошлого века, в Тамбов приехала вчерашняя школьница из Киева, поступать в местный филиал столичного института культуры (на актёрско-режиссёрское отделение). Детские годы она провела во Львове, знаменитом центре европейской культуры на западе Украины (там в советское время снималось почти всё отечественное кино «о загранице»). Девушка была тоненькая, трогательная, с глазами оленёнка… а также в смешной майке с нарисованными бретельками, и с необычной фамилией «Горелик».

Отправившись подавать документы, а заодно и погулять по городу, вместе с мамой, Аллой Дмитриевной Никифоровой, красивой и эффектной женщиной, солисткой одного из редких тогда в СССР джаз-бэндов, Лолита сразу встретила свою судьбу, то есть первого мужа, то есть первого Александра, которого она позже ласково звала «Беляйчиком». Ничего не подозревающий юноша, «похожий на Тото Кутуньо», захотел посмотреть на вступительные экзамены у своего педагога, у которого занимался в молодёжной театральной студии. Учиться в этом институте он не собирался, так как считал себя слишком старым (23 года) для начинающего актёра. Решил серьёзный молодой человек развлечения ради посмотреть на взволнованную толпу абитуриентов и встретил интересную пару, мать и дочь, сразу обративших на себя его внимание. Они вежливо спросили его: «Который час?» После весьма оживленного общения, Александр Беляев пригласил новых знакомых в кино, влюбился «с первого взгляда» и… подал свои документы на эту же специальность. «Поступаю из-за одной очень красивой женщины», — сказал он тогда удивлённой знакомой, Елене Шуравиной, тоже будущей студентке театрального отделения. Вот так, казалось бы легко и просто, не только удача на конкурсе талантов (а у Лолиты имелся к тому времени и сценический опыт — она выступала в коллективе Ирины Понаровской), но и большой успех в личной жизни. Однако какая за всем этим угадывается сильная личность, какая, можно сказать, харизма уже была у юной особы.

Этот непредсказуемый нрав, сложный и взрывной характер Лолита стала проявлять с первых дней учебы в вузе: «В институте я то и дело пускала в ход своё „ненавижу!“. Унаследованный от родителей максимализм проявлялся в полной мере». Очень скоро она ушла из дома «добрейшей тёти Жени», служившей в областной филармонии и взявшей девушку к себе на постой. Молодые люди стали снимать отдельное жильё, а когда денег на комнату не хватало или учились допоздна, ночевали в учебных аудиториях, спали на матах. Уже тогда она всеми силами старалась заработать на самостоятельную жизнь и не зависеть от помощи родных. Получая повышенную «ленинскую» стипендию, Лолита работала в Доме быта «Русь» манекенщицей. «Как она ступала по подиуму! — вспоминает известный тамбовский композитор Ольга Ивановна Егорова, — Походка как у светской львицы! А то сейчас модели — глядеть не на что…». Занималась перепродажей одежды и других вещей. Если бы об этом узнали в деканате, то могли исключить из института. Поэтому в экстремальных ситуациях, а они бывали нередко, Лолите приходилось проявлять и отчаянную смелость, и отвагу, и театральное видение повседневной жизни, и актёрско-режиссёрскую импровизацию, и многое другое.

Кстати, о будущей профессии. Многочисленные подработки были в перерывах, но ведь в основное время Лолита ещё и училась. И как — вдохновенно, самозабвенно и всерьёз! Позже она говорила: «Поступила туда по блату, но закончила с красным дипломом сама». Актёрские данные девушки в то время почти не проявлялись. Сначала из-за эффектной, нестандартной внешности, ей давали много ролей, но позже педагоги считали что она «слишком однобоко играла. А вот режиссёрски мыслила очень интересно». За пять лет учёбы (с 1981 по 1985 гг.) ею было поставлено несколько спектаклей: «Матерь человеческая» по повести В. А. Закруткина, «Смерть Тарелкина» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина, «Чудо Святого Антония» знаменитого Мориса Метерлинка и другие. Также она участвовала как актриса в студенческих работах однокурсников («Люди, звери и бананы» по пьесе А. Н. Соколовой, «Собор Парижской Богоматери» по роману В. М. Гюго и т. д.).

Режиссёрские успехи Лолиты вызывали переполох во всём городе, а не только в институте. То она для ночной киносъёмки буквально «загнала» своих товарищей на крышу кардиологического санатория, бывшего ассеевского особняка, то заказала и оплатила макет из пластилина для постановки «про Иисуса Христа», то пришла (вместе с «Беляйчиком») на демонстрацию в честь очередной годовщины Октябрьской революции во всём красном, и взбешённый декан, после проработки в обкоме партии, кричал: «Что это за индейцы?!» и тому подобное. В дипломном проекте по пьесе философа-символиста Мориса Метерлинка Лолита проявила смелый новаторский подход, соединив театральное представление с демонстрацией художественного фильма собственного производства в стиле «немого кино». Местные церковные власти категорически не разрешили выносить гроб-муляж с территории православного храма, однако поддельное траурное шествие по улицам областного центра все-таки состоялось. Риск, вызов, легкомыслие? Вполне возможно, но и стремление следовать «правде жизни», склонность к масштабным натурным съёмкам, способность жертвовать материальным ради духовного, пусть и в такой оригинальной форме. «Я сама себе очень строгий судья и вижу гораздо больше, чем люди со стороны. И меня совершенно не смущает, когда определяют моё поведение на сцене как эпатажное. Я понимаю, что люди просто путают понятия „эпатаж“ и „свобода“. Я — внутренняя свобода на сцене, я — собирательный образ того, что вижу вокруг себя», — так говорит Лолита о жизни и творчестве в одном из недавних интервью. «Позор кафедры!», — и такое слышала о себе Лолита в студенческие годы. Однако даже негативная оценка может стать лучшей характеристикой для настоящего актёра, если он играет отрицательного персонажа, пробует свои силы то в комедии, то в трагедии.

По мнению Лолиты, в Тамбове, в середине 1980-х годов, был уникальный коллектив педагогов-единомышленников, позволивших начинающим актёрам и режиссёрам освоить будущие профессии с нуля: «Мы прочувствовали театр с самой изнанки — начиная от мытья пола на сцене до самостоятельной постановки больших спектаклей». В обстановке доверия и взаимопомощи, причём не только со стороны однокурсников, но и преподавателей, «раненая птица» Лолита постепенно превращалась в «лебедя», яркую звезду современной эстрады и шоу-бизнеса.

Тамбов запомнил Лолиту и как джазовую певицу. Правда, в институтский оркестр её не приняли, но на творческом вечере композитора Ольги Егоровой 4 мая 1984 года «голосистая артистка» с большим успехом исполнила песню «Мосты» на слова мэтра тамбовской поэзии Валентины Дорожкиной. Таких «мостов», по воспоминаниям очевидцев, местная публика никогда раньше не видела и не слышала. Неожиданно стильным было не только исполнение, но и весь творческий образ от прозрачного платья до хрипловатого «иностранного» голоса с легко узнаваемыми джазовыми модуляциями. Запись этой песни 1985 года до сих пор можно найти на дисках с лучшими музыкальными композициями О. И. Егоровой.

Большинство столичных знаменитостей, добившихся признания у публики и уважения коллег, редко вспоминают «свои провинциальные университеты». Однако, Лолита почти в каждом серьёзном разговоре с журналистами, как правило, упоминает о своей alma mater и о нашем городе: «Тамбову я благодарна: именно в Тамбове научилась зарабатывать на хлеб, именно в Тамбове попала к замечательным педагогам, которые научили по-настоящему работать».

Необходимо уточнить, что выражение «как правило» не подходит для рассказа о Лолите Милявской. Наша героиня — исключение из правил во всём: в карьере, в творчестве, в жизни. Окончив институт с отличием, собиралась защищать кандидатскую диссертацию «по В. Э. Мейерхольду» и открывать собственную театр-студию в тамбовском пригороде, а попала в «разношёрстный» коллектив Одесской областной филармонии. Профессиональная нереализованность не давала покоя, поэтому она и решилась отправиться «покорять Москву» вместе с Александром Беляевым и Александром Цекало. Сомневалась в своих силах и возможностях после распада «Академии», а в одиночку добилась не меньшего успеха, чем в дуэте. Сильная личность или слабая женщина? Талантливая актриса или эпатажная певица? Всего понемногу, или как поёт сама Лолита:

Я красивая, но ужасная,
Я безвредная, но опасная,
Очень смелая, но трусливая,
Я несчастная, но счастливая.

Вот такая она — яркая, независимая, ни на кого не похожая, удивительная женщина — Лолита! В этом году у неё солидный юбилей, а кто даст?

Читайте также
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка новостей...