Ложь как жанр эпистолярных отписок тамбовских чиновников: общественники развенчали еще один краеведческий миф

В мае прошлого года в почти отреставрированном особняке Асеева представители власти собрали представителей прессы, тамбовских краеведов и историков. Обсуждалось будущее музея и парка. Это была своеобразная легитимизация планов по перекройке ландшафта парка и устройства там фонтанов.

На мероприятии были озвучены петергофские фантазии, которых согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ не может быть в этом парке, поскольку он является особо охраняемой природной территорией.
Как выяснилось в прошедшие выходные, денег на устройство фонтанов пока нет, но есть желание войти в федеральную программу. Мы совсем недавно узнали, что также и для реконструкции здания филармонии, похожего сейчас на руины после землетрясения, нет финансовых средств и снова есть желание войти в некую федеральную программу.

На майской встрече с тамбовской интеллигенцией прозвучало предложение краеведов «восстановить в парке небольшой домик художника Шевченко, которому покровительствовал Асеев, а также создать проход из парка на улицу Советскую или на улицу Гоголя. Как отметил вице-губернатор Сергей Чеботарев, все замечания и предложения будут учтены в дальнейшей работе над музеем.

Но вместо восстановления дома Шевченко было принято решения устроить на его месте новодельный, не отвечающий стилистике дворца и парка, фонтан.

Одновременно с этим на сайт губернатора обратилась общественница Т.Н.Черкасова (обращение №23210), которая, в частности, написала: «И чем же закончились эти обсуждения (наше прим.: планов восстановления дома Шевченко)? Сносом исторического забора дома Шевченко! Хотели как лучше, вышло как всегда! Чем не угодил старинный кованый забор городской власти? Рациональный — более поздний модерн показался местным чиновникам хуже, чем шикарный витиеватый, флоральный — более ранний — модерн ограды особняка Асеева? Никакие благие намерения не оправдывают новодел! Зачем эти постоянные разрушения исторической среды в Тамбове?»

В ответ на это обращение на сайт Бетина поступил следующий ответ:

«Уважаемая Татьяна Николаевна! По информации управления культуры и архивного дела области «Усадьба М.В.Асеева» (г.Тамбов, ул.Набережная, 22) является объектом культурного наследия ФЕДЕРАЛЬНОГО значения. Принятие решений по сохранению, использованию и популяризации данного памятника относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. В соответствии со ст.47 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», воссоздание утраченного объекта осуществляется в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной и научной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его восстановления. Решение о воссоздании объекта за счет средств федерального бюджета принимается правительством Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации, основанному на заключении историко-культурной экспертизы. В настоящее время выполняются работы по сохранению ограждения усадьбы фабриканта М.В.Асеева, возведенного в 1906 году и являющегося предметом охраны памятника. В соответствии с проектом будут проведены работы по реставрации и восстановлению утраченной части ограждения.»

Старинный кованый забор снесенного в советские годы дома художника Шевченко был снесен, а на его месте появилась копия забора особняка Асеева.

Казалось бы, подумаешь, снесли один забор и поставили новый, зато парк и вся территория получила законченный, целостно оформленный вид! С точки зрения непрофессионала такое украшательство, ровно, как и устройство фонтана «Венера» в стиле «бандитских 90х», полезно для большинства горожан.

x8wySAoDuk8

Но произошла грубейшая подмена аутентичного ландшафта усадьбы новоделом, не имеющим ничего общего с историей. Здесь важно отметить, что Асеев и Шевченко, сделавшие много для города, были близкими друзьями.
Основы российской реставрационной науки и научной реконструкции были заложены в начале ХХ века русским (а в последствии советским) архитектором и ученым, А.В.Щусевым при реставрации Васильевской церкви в Овруче (1321 года постройки; за эту реставрацию Щусев получил звание академика). Российский ученый П.П.Покрышкинн, профессор К.К.Романов, выдающийся русский реставратор Д.П.Сухов, энтузиаст реставрационного дела, производивший на общественность огромное впечатление, легендарный П.Д.Барановский были далеки от украшательства, которым «заболели» их современные коллеги. Отправными точками были не желание освоить государственный бюджет, а изучение архивного материала (фотографий, чертежей, описаний, смет и т.д.) и изыскательные работы.

И вот в субботу правда открылась. В то время, как в Асеевском дворце Заместитель главы администрации Сергей Алексеевич Чеботарев и Глава города Тамбова Алексей Кондратьев встречались с журналистами и развеивали тамбовские краеведческие мифы, в другой части города в отделе краеведческой литературы Областной научной библиотеки члены Общественного совета блогеров Тамбова развеивали другие — искусственно созданные властью — мифы. Всем известный (надеемся, что и сотрудникам Областного управления культуры) путеводитель по Тамбову автором Горелова и Щукина преподнес нам свидетельство (не выдуманное, а в виде исторической фотографии) правоты тамбовских общественников.

На фотографии мы видим дом художника Шевченко. Это последние годы перед сносом. У дома утрачены окна и двери, но, как мы видим, в прекрасном состоянии кровля и все архитектурные элементы. Его тело не прорезали огромные трещины, ведь дом строил епархиальный архитектор В.И.Фрейман в сотрудничестве с инженером-строителем Н.О.Диамандиди, имевшего отношение ко многим тамбовским мостам эпохи модерна(чей дом тоже стоял на Набережной на узкой полоске земли на самом берегу Цны между тротуаром и рекой). Зачем снесен дом, мы не знаем. Видно была какая-то наша русская целесообразность снести до основанья, а затем…
А затем на этом месте в прошлом году в подвале дома были найдены серебряные столовые приборы, принадлежавшие Шевченко, которые наша власть представила как клад, выкопанный при строительстве новодельного фонтана.

Но самая главная наша находка и сенсация, развенчавшая миф областного управления культуры о восстановлении забора, стоит перед домом — старинный кованый забор, выполненный в простых геометрических формах рационального модерна (как и сам дом Шевченко) с вертикальными тягами, отходящими от гипертрофированного стилем модерн полумеандра, в виде падающих на землю лучей солнца. Образ солнца становится символом рационального, геометрического модерна, как символ возрождения, отхода от приевшихся нескольким поколениям историзма и эклектики, символ надежды.

e3vrRocpqus

Но надежды тамбовских краеведов на историческую реконструкцию дома художника Шевченко были разрушены в прошлом году петергофскими мечтателями и тамбовскими радетелями украшательства. Увы, была упущена прекрасная возможность (за те же государственные деньги, например, силами тех же строителей, построивших фонтан) возродить на этом месте творческую атмосферу — получить прекрасный садовый павильон для выставок.

Ложь, ставшая эпистолярным жанром современных официальных отписок на обращения общественности, открылась!

Читайте также
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка новостей...